Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Монохромное изображение Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

8(3532) 33-30-07

г. Оренбург, пр. Светлый, 21

detsad29orenburg@yandex.ru

Готовность педагогических работников дошкольных учреждений к

внедрению новых ФГОС ДО

Стандартизация образования дошкольников

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.


Но что значит «стандартизация образования дошкольников»?

До вступления нового закона в силу, в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад.


ФГТ состояли из двух частей:

  • требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
  • требований к условиям ее реализации.


Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.

Данный факт порождает слухи о том, что выпускникам детских садов придется сдавать дошкольный ЕГЭ. И хотя представители Минобрнауки, Российской академии образования и другие официальные лица эти слухи опровергают, сомнения по поводу целесообразности введения ФГОС дошкольного образования остаются. И главный вопрос – чьим ожиданиям он соответствует?

Согласно проводимым в течение пяти лет ежегодным мониторинговым исследованиям, ожидания родителей разнообразны и противоречивы. Родители считают, что дошкольное образование должно быть направлено:

  •  на предоставление необходимых знаний и умений для успешного вхождения в школьную среду;
  •  сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  •  подготовку к полноценному взаимодействию с окружающим миром.

Подготовка детей к обучению школе на протяжении всего периода исследования является для родителей важным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений. Необходимо отметить. Что приоритет данного аспекта отвечает потребностям общества и государства в сегменте обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста «равного старта», в частности оптимального уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе, преемственности дошкольного и начального образования.

Опрос педагогов ДОУ, проведенный в процессе исследования, позволил определить насколько педагогическое сообщество понимает запросы, ожидания, мнения потребителей образовательных услуг.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе— на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Однако самыми первыми изменения почувствуют сотрудники дошкольных организаций. Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Придется многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т.п.— наиболее детально прописаны в стандарте. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.

Также очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ.

Кроме того, существуют законы развития, связанные с возрастом ребенка.

Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. По мнению психологов, индивидуальная норма

Для дошкольного возраста гораздо более вариативна, чем для взрослых.

Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать. Кроме того, семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт-это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Возможности и компетенции педагога - это одна из ключевых точек стандарта. В проекте документа в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту.

На основании этих компетенций будет строиться система подготовки педагогов, институты повышения квалификации будут перестраивать свои учебные программы. Это очень важно для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.

Обновления в системе дошкольного образования связаны не только со стандартизацией, в частности, в соответствии с законом об образовании должны появиться «Квалификационные характеристики педагога дошкольного образования», причем ФГОС дошкольного образования может стать одним из оснований для этого документа.